Вологодские выборы
Воскресенье | 19.05.24 | 17:30

Главная » Статьи » » 35 регион

РЕКОМЕНДАЦИИ по совершенствованию нормативной правовой базы Вологодской области в целях развития некоммерческих организаций в регионе
РЕКОМЕНДАЦИИ
по совершенствованию нормативной правовой базы Вологодской области
в целях развития некоммерческих организаций в регионе

Настоящие рекомендации разработаны Фондом развития государственного права и гуманитарных проектов по заказу Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Вологодской области. Рекомендации составлены на основе анализа и обобщения успешного опыта стимулирования некоммерческого сектора в субъектах Российской Федерации, а также в других государствах. Рекомендации дополнены с учетом предложений, высказанных на заседании круглого стола «Правовое обеспечение государственной поддержки общественных объединений и некоммерческих организаций в Вологодской области: современное состояние и перспективы совершенствования», прошедшего в городе Вологде 24 февраля 2011 года.

Эффективное развитие регионального нормативной правовой базы Вологодской области, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, их взаимоотношения с государственными структурами может осуществляться лишь в контексте федеральной политики в этой сфере. В настоящее время, наиболее значимыми федеральными нормативными правовыми актами  для государственной политики по развитию некоммерческого сектора являются:

-  Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662.
-  Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. N 40 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».
- Указ Президента РФ от 1 февраля 2011 г. № 120 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека».

В соответствии с этими документами в развитие некоммерческого сектора является приоритетным направлением модернизации социально-экономической сферы. При этом государство признает целесообразность передачи некоммерческим организациям ряда социальных функций, расширения участия институтов гражданского общества в государственном управлении, активной поддержки НКО со стороны государственных и муниципальных органов.  Такой подход к осуществлению государственной политики в рассматриваемой сфере предполагает комплексное и фундаментальное совершенствование региональной правовой базы. В условиях Вологодской области этот процесс целесообразно осуществлять в следующих направлениях:

- ликвидация имеющихся противоречий в действующей правовой базе Вологодской области, касающихся государственной поддержки некоммерческих организаций;
-  формирование правовой основы для дальнейшего развития взаимодействия органов государственной власти с некоммерческими организациями.
 
В рамках реализации первого направления совершенствования региональной правовой базы целесообразно:

1. Путем внесения поправок в Закон Вологодской области от 29 декабря 2010 N 2447 «О государственной поддержке общественных объединений и социально ориентированных некоммерческих организаций в Вологодской области» сформировать четкий механизм  определения перечня некоммерческих организаций, обладающих правом на приоритетную государственную поддержку материального характера.

Предлагается установить две категории социально ориентированных НКО: общественной пользы и взаимной выгоды (самообеспечения). Организации общественной пользы – это структуры, работающие на благо большого числа людей, широкой социальной базы, а организации взаимной выгоды или самопомощи – это НКО, действующие, прежде всего, в интересах учредителей и сотрудников самих организаций.

Государственная поддержка в форме прямого финансирования, выделения имущества могла бы оказываться в приоритетном порядке социально ориентированным НКО общественной пользы.

При этом в региональном законе целесообразно определить четкие критерии для включения НКО в перечень организаций общественной пользы. К примеру: определенный охват населения социальными программами, наличие количественных и качественных результатов деятельности, отсутствие задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами.

В областном законодательстве целесообразно закрепить норму, что принимать решение о включении организации в перечень социально ориентированных НКО общественной пользы должен специальный общественно-государственный орган, формируемый на паритетной основе из представителей органов государственной власти и Общественной палаты Вологодской области.

2. В законе «О государственной поддержке общественных объединений и социально ориентированных некоммерческих организаций в Вологодской области» зафиксировать, что его действие не распространяться на бюджетные организации. Это необходимо для того, чтобы уйти от прямой конкуренции за ресурсы, выделяемые государством на поддержку социально ориентированных НКО, между автономными НКО и бюджетными учреждениями, а также уменьшить возможности административных структур осуществлять перераспределение указанных ресурсов среди подведомственных бюджетных учреждений.

3. Существенно расширить перечень направлений, по которым выделяются государственные гранты Вологодской области на реализацию общественно-полезных программ НКО. Он должен в полной мере соответствовать перечню направлений деятельности социально ориентированных НКО, установленному Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. N 40 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Кроме того, в этот перечень должны быть включены направления, имеющие особое значение для Вологодской области. К примеру, деятельностью по возрождению народных традиций и ремесел, содействию занятости населения, проведению исследований по проблемам развития институтов гражданского общества.

Вместе с тем желательно учредить отдельную номинацию для конкурсных проектов, реализуемых не отдельными организациями, а их ассоциациями и союзами НКО. Это может стимулировать общественные объединения не только к конкуренции, но и к кооперации своих ресурсов и действий.

4. Определить единую и прозрачную политику органов государственной власти области в сфере выделения региональных грантов и субсидий для социально ориентированных НКО и общественных объединений. В связи с этим, целесообразно утвердить общий для всех ведомств правовой акт, который установит единые принципы формирования грантовых фондов, процедур принятия решения о выделении грантов и субсидий. При этом определенные контрольные функции в рамках данных процессов, а также функции по выработке предложений властям Вологодской области о перечне и размерах региональных грантов и субсидий для НКО на очередной год целесообразно делегировать упомянутому выше общественно-государственному органу, определяющему перечень некоммерческих организаций общественной пользы.

5. Установить в законе «О государственной поддержке общественных объединений и социально ориентированных некоммерческих организаций в Вологодской области», что ставка арендной платы за пользование областным имуществом, выделяемым социально ориентированным НКО, может составлять не более 50% от размера арендной платы, определенной нормативными правовыми актами области. При этом целесообразно сделать оговорку, что срок такой льготной арендной платы на конкретный объект или предмет устанавливается до пяти лет, а затем подлежит пролонгации. Это будет стимулировать НКО к рациональному пользованию ресурсами, выделяемыми государством.

В рамках осуществления второго направления совершенствования региональной правовой базы в целях развития некоммерческого сектора считаем необходимым:

1. Выработать стратегию развития некоммерческого сектора в Вологодской области, определяющую приоритетные цели, задачи и этапы этого процесса, механизмы обеспечения непрерывной модернизации институтов гражданского общества в регионе.

2. Принять законодательный акт, признающий обязательность следующих механизмов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления  с некоммерческими организациями:

а) формирование системы оценки регулирующего воздействия путем привлечения представителей общественности к экспертизе проектов управленческих решений на ранних стадиях их выработки;
б) включение представителей социально ориентированных НКО общественной пользы в состав коллегиальных структур исполнительных органов государственной власти, советов региональных целевых программ;
в) регламентацию порядка подготовки государственными и муниципальными органами социально значимых акций и мероприятий в целях максимально широкого включения в их реализацию заинтересованных общественных структур;
г) осуществление за счет бюджетных ассигнований подготовки и повышения квалификации кадров для некоммерческого сектора;
д) учреждение государственных  наград для граждан, вносящих особенно большой вклад в развитие региона посредствам деятельности в некоммерческих организациях и общественных объединениях;
е) содействие широкому информированию общественности о деятельности НКО путем включения пунктов об освещении программ, реализуемых общественными структурами во взаимодействии с государственными и муниципальными органами, в договоры об их взаимодействии со СМИ;
ж) определение роли широкого представительного общественного органа (Областного Гражданского форума Вологодской области) в обсуждении и выработке решений по наиболее значимым вопросам развития региона.

3. В целях развития инфраструктуры некоммерческого сектора в Вологодской области необходимо также рассмотреть вопрос о принятии региональной целевой программы «Государственная поддержка общественных инициатив и некоммерческих организаций в Вологодской области», в рамках которой предусмотреть:

а) формирование государственного фонда софинансирования проектов, инициированных некоммерческими организациями Вологодской области;
б) создание областного НКО-инкубатора;
в) учреждение ежегодной ярмарки социальных проектов и инициатив Вологодской области;
г) создание в сети Интерент постоянно обновляемой информационной базы о программах, реализуемых некоммерческими организациями Вологодской области;
д) укрепление инфраструктуры Общественной палаты Вологодской области;
е) развитие системы гражданского образования в Вологодской области, популяризации среди населения участия в деятельности общественных объединений;
ж) продвижение инновационных форм некоммерческих организаций (фонды местных сообществ и др.)

4. Провести комплексный анализ налогового законодательства Вологодской области в целях выработки стимулов для повышения экономической активности НКО, привлечения ресурсов в некоммерческий сектор путем благотворительности, развития межсекторного взаимодействия НКО с коммерческими структурами.

Источник: http://www.frgp.ru
Адрес материала: http://www.frgp.ru/news/2011-03-13-331


Просмотров: 1039 | Дата: 27.04.2011 | Теги: вологда, ФРГП, некоммерческие организации, рекомендации

Схожие по тегам публикации:

Вернуться назад

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

© 2010 - 2024  Сообщить об опечатке  службы мониторинга серверов